Высокопроизводительные рабочие места должны быть безопасными и защищенными от воздействия вредных производственных факторов.
Первый шаг в этом направлении уже сделан.
В рамках реализации концепции реформирования пенсионной системы законодательно сформирован современный инструмент в сфере управления охраной труда – специальная оценка условий труда.
28 декабря 2013 г. Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
С принятием данных Федеральных законов в Российской Федерации введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда  на рабочих местах.
Результаты специальной оценки условий труда позволят включить механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.
Во-первых, работникам, занятым во вредных условиях труда,  устанавливаются гарантии и компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенный размер оплаты труда) по принципу: «Чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставляется работнику».
Во-вторых, размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд  увязаны с условиями труда и  установлены по принципу: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже тариф».  В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
В-третьих, если работодатель улучшает условия труда, снижает уровень вредности, тем больший размер скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он будет получать.
В-четвертых, если на рабочих местах не выявлены вредные факторы, работодатель обеспечил безопасные условия труда, то в отношении таких рабочих мест введена процедура декларирования их соответствия требованиям охраны труда. Это позволяет не проводить дорогостоящие процедуры  по измерению вредных и опасных производственных факторов  и существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.
Одновременно в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, повышающие роль социального партнерства в защите работников, занятых во вредных условиях труда,
а) продолжительность рабочего времени работника, занятого во вредных условиях труда, продолжительность его ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также конкретные размеры повышения его оплаты труда устанавливается на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда;
б) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, занятого во вредных условиях труда, может быть преодолена сокращенная продолжительность рабочего времени работника с выплатой ему отдельно устанавливаемой денежной компенсации, размеры которой установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором.
Кроме того, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, занятого во вредных условиях труда, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая минимальную продолжительность, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.
Следующими шагами в направлении обеспечения безопасности работников на производстве должны быть:
1. Выявление архаичных производств с «грязными» технологиями и устаревшим оборудованием, являющимся источником вредных факторов и разработка мер по модернизации таких производств.
Указанное направление определено Перечнем поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста и будет реализовано при проведении специальной оценки на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. Минтрудом России уже начата работа по подготовке изменений законодательства о специальной оценке условий труда, обеспечивающих безусловное проведение в 2015 – 2016 годах специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.
2. Переход от доктрины абсолютной безопасности к объективной оценке и снижению профессиональных рисков на конкретных рабочих местах.
Минтруд России приступил к разработке концепции проекта федерального закона о безопасности и гигиене труда.

Источник: http://www.rosmintrud.ru/labour/relationship/182/

Сайт создан Веб-студия Наноток