28 апреля на Всероссийской конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда, выступил председатель Совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» О.А. Косырев

«О деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в новых условиях».

 

Как вы все хорошо знаете, Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагает на работодателя. Двадцать две обязанности подробно перечислены в статье 212. Работодатель обязан обеспечить обучение работников, провести измерения опасных и вредных факторов на каждом рабочем месте, выдать работникам соответствующую спецодежду, иметь на предприятии полный комплект нормативных документов по охране труда, создать собственную службу охраны труда или заключить соответствующий договор со специализированными организациями и многие, многие другие обязанности.

Понятно, что работодатели, особенно из сферы малого бизнеса, остро нуждаются в профессиональной помощи. За последние два десятилетия в Российской Федерации сформировалась и успешно развивается бизнес-сообщество, специализирующееся на оказании услуг в сфере охраны труда. В эту работу вовлечен мощный потенциал в виде аттестующих организаций, специализированных лабораторий, учебных центров, центров охраны труда. В сфере услуг в области охраны труда работают десятки тысяч квалифицированных специалистов. Создана и реально работает своеобразная индустрия охраны труда, которая по факту стала важным элементом новой системы управления охраной труда Российской Федерации. Представители органов власти из регионов, собравшиеся в этом зале, имеют достаточное представление о потенциале этого профессионального сообщества.

Важность развития системы оказания услуг в сфере охраны труда многократно возрастает на современном этапе в процессе реформирования существующей системы управления охраной труда. В первую очередь это связано с переходом на новые принципы предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. От того насколько быстро и правильно эти нововведения будут доведены через систему обучения охране труда до работодателя и работника, насколько качественно будет проведена аттестация рабочих мест по условиям труда будет зависеть - получит или нет работник соответствующие компенсации. Такое изменение принципов предоставления компенсаций предъявляет особые требования к аттестующим организациям, непосредственно причастных к формированию расчетной базы для установления компенсаций, формализованной в виде результатов аттестации рабочих мест, к учебным центрам, формирующим мировоззрение работников и работодателей по этому вопросу. Недостоверность результатов оценки, полученная из-за некомпетентности специалистов, слабой технической оснащенности лабораторий, а зачастую и из-за откровенной «халтуры» их проведения, «рисования» нужных заинтересованным сторонам результатов, могут привести к взрывной волне социальных конфликтов в сфере трудовых отношений. Повышение значимости работы организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, возросшие требования к качеству их работы объективно заставляют такие организации организовываться.

Я представляю сообщество именно таких организаций - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», которое учреждено 1 июня 2007 года. Сообщество активно развивается и объединяет сегодня на принципах саморегулирования 35 специализированных лабораторий и организаций, учебных центров и центров охраны труда, оказывающих услуги в сфере охраны труда, в 19 субъектах Российской Федерации.

Партнерство объединяет организации, имеющие богатый и разнообразный опыт работы в сфере охраны труда, поэтому мы активно сотрудничаем с органами власти и другими общественными объединениями, участвуем в обсуждении и экспертизе нормативных правовых актов, формируем предложения по разработке новых нормативов. Важным направлением нашей работы является и повышение престижности и значимости охраны труда как обязательного элемента социальной ответственности бизнеса. Здесь и чисто просветительские мероприятия – семинары, конференции, публикации в средствах массовой информации, учреждение общественной награды «За заслуги в охране труда», так и стимулирование и поддержка инновационных решений в области обеспечения безопасных условий труда путем проведения всероссийских конкурсов.

Хочу особо подчеркнуть два обстоятельства.

Первое, наша деятельность направлена на повышение эффективности и содействие развитию системы оказания услуг в сфере охраны труда как составной части системы управления охраной труда в Российской Федерации.

Второе, принципиально важно выполнение этих функций именно на принципах саморегулирования.

В отличие от союза или некоммерческого партнерства главная цель саморегулируемой организации не защита прав и интересов своих членов, а обеспечение добросовестного осуществления ими своих прав и обязанностей перед заказчиком. А уже это, мы уверены, даст и очевидные преимущества для всех.

Как Саморегулируемая организация Партнерство уже приняло Кодекс деловой этики, Положение о дисциплинарной ответственности членов Партнерства за несоблюдение стандартов и правил Партнерства и другие документы.

В настоящий момент разрабатываются и проходят стадию внутреннего согласования:

  • Стандарты оказания услуг в сфере охраны труда.
  • Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением членами Партнерства правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики при оказании услуг в сфере охраны труда, включая особенности по каждому виду услуг.
  • Требования к информационному и нормативному обеспечению профессиональной деятельности члена Партнерства.
  • Дополнительные требования по технической оснащенности члена Партнерства при оказания услуг в сфере охраны труда с особенностями по каждому виду услуг.
  • Квалификационные требования, порядок обучения, повышения квалификации и аттестации персонала члена Партнерства, включая программы обучения, по основным видам деятельности.
  • Методические рекомендации по определению трудозатрат и стоимости услуг в сфере охраны труда, оказываемых членами Партнерства
  • и другие документы.

Работодатель может быть уверен: стандарты и правила деятельности членов Партнерства по оказанию услуг в области охраны труда и система контроля за их исполнением гарантируют высокий уровень оказания услуг в сфере охраны труда.

Для организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, вступление в состав Партнерства означает добровольное согласие выполнять правила и стандарты Партнерства, обеспечивающие высокий уровень оказываемых услуг. Это в свою очередь позволит повысить авторитет организаций и уровень оказываемых ими услуг, даст возможность принимать непосредственное участие в формирование системы оказания услуг по охране труда, обеспечит учет нашего мнения при разработке и принятии нормативных правовых актов в сфере охраны труда. Партнерство учреждено для координации, регулирования, обеспечения деятельности и представления интересов своих членов в органах государственной власти и организациях. Оно организует профессиональное обучение, повышение квалификации, аттестацию работников организаций - членов Партнерства, устанавливает и внедряет требования, препятствующие недобросовестной конкуренции.

Использование возможностей, заложенных в саморегулировании, зависит, в первую очередь, от активности членских организаций, понимания представителей органов власти в преимуществах взаимодействия с профессиональным сообществом, поэтому приглашаем к сотрудничеству. Мы имеем большой опыт работы в рыночных условиях и прекрасно понимаем те «схемы» и «лазейки», которые используют недобросовестные организации и готовы делиться своими знаниями с контролирующими органами для выстраивания логичной и анти коррупционной системы надзора и контроля.

 

Теперь о проблемах.

Вначале о терминах. Несмотря на то, что в Трудовом кодексе термин организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда, прописан, в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности такой вид деятельности отсутствует. Как в известном анекдоте: услуга в сфере охраны труда есть, а слова такого, вернее ОКВЭДа, нет. Это вызывает определенные проблемы при регистрации и осуществлении деятельности организаций. Мы проанализировали ОКВЭДы членов Партнерства. Вроде бы все занимаются одним делом, а в кодах ОКВЭДа чего только нет: и научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, и технические испытания, исследования и сертификация, и образование для взрослых, десятка три разных кодов. Считаем, что есть все основания включить в ОКВЭД в качестве самостоятельного раздела «услуги в сфере охраны труда». В качестве подразделов можно использовать готовящийся к выпуску перечень услуг в сфере охраны труда.

Несмотря на наши обращения, не разрешилась ситуация с практикой применения учреждениями Роспотребнадзора Постановления Правительства РФ от 02.12.2009 г. № 984 «О перечне услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг». Письмо Роспотребнадзора, на основании которого  исследования, испытания, гигиенические и другие виды оценок могут оказываться федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями и не могут оказываться организациями иных организационно-правовых форм, так и не получило соответствующую правовую оценку. Считаем необоснованным отнесение к государственным услугам, предоставление которых регулируется указанным постановлением Правительства, фактически всех видов исследований, испытаний и оценок, в том числе и измерений, выполняемых по заявке организаций специализированными лабораториями для целей аттестации рабочих мест по условиям труда, а также в порядке производственного контроля. По нашему мнению, такая практика может быть оценена как неправомерный запрет разрешенной хозяйственной деятельности юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических оценок. Вне правого поля оказываются и вынуждены прекратить деятельность все организации, ранее оказывавшие указанные в Перечне услуги, в нашем случае – все испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в различных системах (ССОТ, СААЛ, ГОСТ Р и др.) на проведение измерений, испытаний для целей производственного контроля и аттестации рабочих мест по условиям труда.

И в заключение, о самом важном – о новой роли аттестации рабочих мест по условиям труда. Профессиональное сообщество полностью поддерживает принятые направления реформирования в этой сфере и активно включилось в их реализацию. Вместе с тем, считаем, что необходимо предусмотреть при практической реализации принимаемых решений четкое разграничение прав и обязанностей всех сторон, влияющих на проведение и контроль аттестации рабочих мест по условиям труда. Это особенно важно при внедрении новых принципов предоставления компенсаций. Поскольку действующий порядок проведения аттестации во многом противоречив, допускает двоякие толкования и явно не рассчитан на рассмотрение итогов аттестации в состязательном процессе, грамотный юрист легко поставит под сомнение итоги аттестации рабочих мест, правомерность и обоснованность компенсаций, вернее, правомерность в отказе предоставить компенсации. Поэтому важно, именно с позиций возможных споров, еще раз пересмотреть как сам порядок проведения аттестации рабочих мест, так и конкретизировать и разграничить права и ответственность за качество, полноту, достоверность и результаты контроля ее итогов всех сторон: работодателя, аттестующей организации, государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, подразделений фонда социального страхования, частично финансирующих проведение аттестации. Необходимо четко определить, кто и что контролирует и чье мнение является определяющим при судебных разбирательствах. В текущей ситуации мы можем получить несколько абсолютно противоположенных решений и непонятно, кто в этой ситуации виноват и кто останется «крайним», хотя, скорее всего, «крайним» окажется именно работник, втянутый в междуведомственные и междоусобные конфликты.

И последнее. В новых условиях работодатель экономически заинтересован в результатах аттестации рабочих мест. При этом ему проще обеспечить «правильные» результаты аттестации, чем реально улучшать условия труда. Это неизбежно вызовет конфликты работодателя и аттестующей организации. В этих условиях рынок услуг в сфере охраны труда вытеснит наиболее принципиальные и профессиональные организации, оставив только тех, кто готов выполнить волю заказчика – аттестацию начнут продавать в переходах, как когда дипломы и лицензии. Планируемое ужесточение административной ответственности работодателя за непредоставление компенсаций, по нашему мнению, еще больше обострит взаимоотношения работодатель - аттестующая организация. Считаем, что необходимо рассмотреть предложения по исключению работодателя из оценки результатов выполненных аттестующей организацией работ. Такая практика, например, имеется при проведении независимой проверки (аудита) финансовой отчетности, когда право оценивать результаты проведенной проверки проверяемому экономическому субъекту не предоставлено. В условиях большой заинтересованности заказчика в «правильных» результатах такое право необходимо предоставить третьим лицам. Такими органами могут быть, например, саморегулируемые организации, страховые компании или другие независимые организации.

Сайт создан Веб-студия Наноток